Поисковик - великая вещь!!!|Common Sense: So Rare it's a superpower(c)

A spin-off of a spin-off of a gaiden of a spin-off of an adaptation of a novel (c)
Спустя полгода (или даже больше), прошла обе кампании Persona Q. Хотя есть отдельные моменты, которые мне не понравились, я считаю эту игру одной из лучших в моей 3ДС коллекции.
Persona Q является слиянием не только двух игр, Persona 3 и Persona 4, но и двух серий – Persona и Etrian Odyssey. Поскольку я не знакома с EO, геймплей стал для меня настоящим открытием! На верхнем экране игрок исследует лабиринты от первого лица, на нижнем – рисует карты. И это на удивление затягивает! У меня даже возникло желание купить какую-нибудь из Etrian Odyssey, просто потому что мне дико понравилось рисовать карты =3 Для особо ленивых есть опции авто-мапа и автоматической ходьбы по заданному маршруту, но это не интересно =/ Я обычно ходила до первого (или второго, или третьего) шорт-ката, потом в школу. Системы персон и боёв отличаются от П3-4. В отличие от этих частей, у каждого персонажа есть одна главная и одна второстепенная персона. У основных есть четыре способности, и они могут выучить ещё четыре с помощью карт. Второстепенные добавляют ещё шесть. Что интересно, субперсоны дают HP и SP бонусы, а не добавляют эти статы к основным, т.е. начиная бой, у всех есть резерв здоровья и магии, и если в течение боя HP и SP не понизятся ниже этого предела, они не отнимаются. И наоборот, если вы потратили много здоровья/магии и ввязались в бой, то эти бонусы могут дать достаточно энергии для умения, даже если основой уровень HP/SP меньше, чем цена. Ещё одна интересная деталь: если вы атаковали слабость врага, или нанесли критический удар, и после этого не получили повреждений от врагов (т.е. если это урон от яда, это не в счёт), то следующая атака будет бесплатна. А значит, при желании, можно использовать халявные Мегидолаоны каждый второй ход. И, конечно, All-Out Attacks никуда не делись. Второстепенные персоны могут так же выучить способности для навигаторов, например, оживление персонажа (в бою есть отдельная шкала для умений навигаторов) или нахождение сундуков на расстоянии. Единственный ощутимый минус – игра даёт всего 14 слотов для персон, и с пятью людьми в отряде и двумя навигаторами, место быстро заканчивается, особенно на первом прохождении.
В визуальном плане всё очень хорошо. Хотя одним персонажам чиби-дизайны идут больше, чем другим, в целом модельки довольно симпатичные и эмоциональные. В игру были добавлены новые персоны, а старые были перерисованы. Но над чем художники действительно потрудились, так это над лабиринтами. В них полно мелких деталей (в 3Д это смотрится особенно здорово), и эти детали незаметно изменяются между этажами. Так же понравилось, что освещение лабиринта влияет на модели персонажей.
Добавляет атмосферности и музыка. Есть несколько ремиксов мелодий из обеих частей. Очень понравилось, что когда одна команда приходит на помощь другой в конце первого лабиринта, в бою использованы Mass Destruction или Reach out for the Truth, боевые темы П3-4. Во всех лабиринтах, кроме последнего, на разных этажах играют ремиксы темы этого лабиринта, так что музыка не приедается. Боевая тема так же имеет две версии: Light the Fire Up in the Night ~ Dark Hour играет на П3 части, Light the Fire Up in the Night ~ Midnight Channel на П4. Хотя понравились обе, больше люблю Dark Hour, Midnight начала приедаться спустя какое-то время. Темы ФОЭ, стандартных и бонус боссов, а так же босса четвёртого лабиринта тоже очень понравились, а вот последний босс разочаровал. Особенно после абсолютно эпичных The Battle for Everyone’s Soul и Burn My Dread ~ Last Battle в тройке (не особый фанат ОСТа четвёрки).
До этого я играла в андабы, а так же смотрела аниме и слушала драмы на японском, так что это первый раз, когда я слышала английские голоса. Это… довольно странно. Джунпей, Фука, Кен, каст П4, кроме Тедди, и ассистенты Бархатной Комнаты вполне неплохие. К остальным я либо нейтральна, либо совсем не люблю. Рей звучит как придавленная мышь. К Акихико и Шинджиро не было бы претензий, если бы их актёров поменяли местами. Японская Митсуру звучит как лидер, английская Митсуру звучит как пародия на японскую Митсуру. При всей моей любви к Минато, мне хотелось выключать звук каждый раз, когда он открывал рот. Хотя к последним двум у меня меньше претензий, т.к. их актёры озвучивали более одного персонажа. Я была удивлена, что у Митсуру и Элизабет один голос, настолько по-разному они звучат. Минато и Ёске более явные, и это достаточно заметно, т.к. в игре довольно много сцен, где они говорят друг с другом.
Персонажи в целом являются как огромным плюсом, так и самым большим минусом. Собственно, я покупала игру ради отношений между героями П3-4, и осталась довольна. Персонажи много говорят: при исследовании лабиринтов, в бою, при отдыхе в школе. Но, как в Брейвели, со временем сценок становится меньше. Очень понравилась идея разговоров в бою, но разочаровало, что отдельные комбинации не имеют диалогов. Например, есть Митсуру-Акихико, но нет Митсуру-Шинджиро. И нет Шинджиро-Коромару, разработчики, как так получилось, куда вы смотрели. Помимо диалогов, персонажи могут комментировать врагов (ни разу не триггерила это сама, но видела видео японского Минато, комментирующего тень-льва, и это супер мило Х))), статус другого персонажа (Koromaru has been petrified! Poor loyal dog…) или статус самого себя (You have such...fluffy fur...). Во время исследования, герои говорят довольно много бесполезной информации, такой как напоминание, что у них заканчиваются HP/SP, или что они видят сундук, когда вы стоите прямо перед ним. Хотя комментарий навигаторов, что заканчивается место под предметы, полезен. Так же в лабиринтах можно набрести на тупики, которые триггерят сценки между персонажами, а иногда и дают сайд-квесты. В школе время от времени появляются «прогулки» - главные герои набредают на своих сопартийцев во время отдыха. В этих сценках можно узнать много информации из жизни героев, такой как факт, что Юкари читает фанфики, или что Айгис использует свои оружия, чтобы будить по утрам Минато. Очень порадовали отношения как команд, так и между командами. Игра примерно делит каст на пары/тройки, некоторые ожидаемые (Акихико/Чие), некоторые достаточно неожиданные (Кен/Канджи). Хотя хотелось бы больше разнообразия, и, в отдельных случаях, больше развития, в целом получилось интересно. Особенно запомнились две пары персонажей: Фука/Рисе (лучший friendship, хочу больше артов с ними!) и Минато/Ю (лучший… ship. Как же меня пропёрло с этой пары =О Начиная со второго лабиринта, где Ю активно выражает своё желание стать партнёром Минато (и становится очень скромным, если выпадает он XD), в игре было достаточно сцен с ними, чтобы я прониклась. Алсо, ассистенты точно их шипят, особенно Маргарет). Так же мне ещё с Арены нравятся отношения между Митсуру и Наото, но тут они были очень односторонними (Наото говорит несколько раз, как она уважает Митсуру, но сцен с ними в одном кадре почти нет). Несколько разочаровал основной конфликт П3-кампании. Мы снова видим, как Юкари и Митсуру становятся ближе, и, хоть мне и понравились комментарии П4-группы и остальных семпаев по этому поводу, этот субплот проигрывает П4 отношениям между Кеном и Канджи. Из-за обилия персонажей, многие из которых имеют похожие характеристики героев из другой команды, а так же времени, когда происходит игра для обеих команд, персонажи не такие развитые, как в оригинальных играх. Разработчики сосредоточились на 1-2 чертах характеров, и в целом это не плохо, а кому-то даже на пользу (Шинджиро гораздо более открыт здесь, чтобы не пересекаться с Канджи). Но кому-то это полностью загубило характеризацию (Акихико «протеин» Санада, я смотрю на тебя =/).
Ну и, пожалуй, кратко пройдусь по лабиринтам. В первом больше всего запомнился пересказ «Алисы в стране чудес» за авторством П4-группы («And then aliens come» - «Sure, let's throw those in too =)») и встреча с П4 на стороне П3 (ДжоДжо позы XD). Второй лабиринт - мой любимый, после пятого. Групповое свидание лучше на П3 (у меня проиграла Наото и слушать ОСОБЕННО её, читающую поэзию Мари, было нереально смешно XD). Я знала про свадьбу, но не думала, что доходить до неё ещё веселее. Этот голос с этой музычкой, это просто идеально Х))) Моим партнёром на П3 стал Шинджиро (корона на шапке добила окончательно), на П4 – Минато (protagshipping is totally canon). Но главное, конечно, это то, что можно жениться на Коромару =I Судя по комментариям, многие серьёзно шугаются третьего лабиринта, почувствовала себя совсем хладнокровной. До сих пор не понимаю решение паззла на третьем этаже =/ Алсо, в этом лабиринте случился мой самый любимый момент в игре – когда надо давать команды Рей. Четвёртый – самый долгий, самый дурацкий лабиринт. Если на первом прохождении мне совесть не позволяла решать головоломки убивая ФОЭ, то на втором я убила половину четвёртого лабиринта =/ Единственное, что действительно понравилось – это ФОЭ эвент на П4. Да, и факт, что на П3 все догадались, что они из разных времён ещё в середине третьего данжа, но на П4 только на последнем этаже четвёртого Х) Пятый лабиринт понравился всем: дизайном, музыкой, головоломками, ФОЭ… Подкачали только герои: я понимаю, что изменения являются темой игры (даже эндинг называется Changing Me), но можно было сделать это менее явно, а не «Спасём Рей! Мы так изменились! Спасём Рей! Мы так изменились!» в каждой полуторной реплике. Понравилась анимация последнего босса и ход с таймером. Вообще, всё связанное с башней очень классно передаёт тему времени и часов. Убила обоих бонус боссов. Ходила на первого на первом прохождении, но решила, что оно того не стоит. Понравилось, как он прорекламировал Etrian Odyssey и как его субплот был обыгран с мифологической точки зрения. Второй босс потребовал немного прокачаться после второго прохождения, понравилась идея с All-Out Attack.
Ну и традиционные рандомные мысли. Моих героев звали Минато Аристо (потому что Арисато больше 6 букв и проще не заметить букву в середине слова, чем в конце) и Соуджи Сета (опять же Наруками не поместилось бы при всём желании, да и я не особо предпочитаю одно имя другому, в отличие от Минато). Понравилось, что в отличие от остальных, они называют своих персон по имени. Иногда ходила разными составами, чтобы послушать диалоги, но в основной команде всегда были оба ГГ, Наото и Коромару. На первом прохождении пятым были Зен/Рей, на втором – Шинджиро. Маргарет всегда была моим любимым ассистентом из 3-4, в этой игре я прониклась ею ещё больше. Эта сцена между первым и вторым лабиринтом, когда она говорит с Элизабет Т_Т Почти не было фьюжн инцидентов, помню всего два. Хотелось бы ещё пару-тройку персон 80+ уровня, а то на втором круге делать совсем нечего. В одной из прогулок упомянули, что в школе нет рамена, хотя в других он был. Не играла в Арены, так что не могу ничего сказать насчёт «Рей=мама Лабрис» теории. Видела аргументы за и против, но не примыкаю ни к одной из сторон. Очень мило видеть всех такими счастливыми и весёлыми, но потом вспоминаешь, что в П3 через две недели 4 октября, после которого всё летит под откос, и отдельные фразы и ситуации становятся очень жестокими =(
Ах да, у этой игры аж три манга-адаптации. Side P3 пересказывает события за П3, она была закрыта после 10 глав (конец второго лабиринта). Манга довольно скучная, она перестала пересказывать игру слово в слово только на последней паре глав. Зато мы получили Шинджиро, читающего поэму Мари Х))) Side P4 справляется со своей работой лучше, плюс там симпатичная рисовка. Наконец, Roundabout не следует игре, а просто показывает разные моменты из жизни героев в лабиринте. Эта манга наиболее мне интересна, но я не смогла найти больше двух глав, даже на японском =(
В целом, я осталась очень довольна. Да, сюжет предсказуем, некоторые персонажи подкачали, и я предпочла бы больше сцен, где герои обсуждают свои жизни, а не сцену номер 100500 о еде, но я так же получила гораздо больше, чем ожидала. Persona Q – это отличная фансервисная игра, с красивой графикой, замечательной музыкой и интересным геймплеем, которую я могу порекомендовать даже людям, незнакомым с серией. Я бы оценила её на 9, но из-за вышеперечисленных минусов, а так же (ОСОБЕННО) четвёртого лабиринта, я ставлю ей 8/10.
Но кому-то это полностью загубило характеризацию (Акихико «протеин» Санада, я смотрю на тебя =/).
Четвёртый – самый долгий, самый дурацкий лабиринт.
какое ппкс х_х.
это всё мне очень уменьшило хорошие впечатления от игры. была бы ещё не Персона, можно было бы закрыть глаза, но после таких основных игр..