Итак, мои эпические похождения (я играла в неё 3 месяца!) наконец подошли к концу! Мои впечатления =)
Первое, что бросается в глаза, это графика. Сказать, что она шикарна, значит не сказать ничего. Безусловно самая красивая игра на PS2. Далее, боевая система. Пожалуй, ничего более удобного в консольных РПГ я не встречала. Ну и наконец, сюжет. Как я в своё время сказала о Ксеносаге, "нафиг всю философию, тут одна политика". Империя А захватила империю Б и теперь империя Б хочет независимости от империи А. Всем знакомая завязка превосходно развивается и, конечно, в конце нас ждёт эпическая битва и счастливый финал. Да, и прибавьте к этому довольно любопытный и разнообразный мир! Собственно, чуть ли не с первых кадров понятно, откуда ветер дует, но от этого история получилась нисколько не вторичной. В чём действительно проиграла Сквара, так это в персонажах... Я уже говорила, что в Финалках не удаются главные герои? Так вот: ГГ двенадцатой части заслуживает звание "худший ГГ Финалки ever". Баш эдакий стандартный рыцарь: "Пофиг на то, что я всё потерял! Я спасу Далмаску и королеву!" -_- Вообще-то он даже ничего так, но очень уж много я таких видела -_- Аш, несмотря на то, что ГГ у нас Ваан, обладает одним из нелюбимых мною характером ГГ: всё было хорошо, но потом на меня свалились все беды мира и всё стало плохо, поэтому я - эмо. Более-менее повезло Пенело: с одной стороны она - стандартный саппорт ГГ, с другой - сама по себе она довольно милая. Из всей пати на "отлично" удались только двое: мои дорогие пиратики =) Балфир покорил меня с первой же реплики: можете звать меня крейзи лингвистом, но я фанат его речи *_* (за перевод SE вообще отдельный респект!) И конечно я была просто в восторге от его "I hope you haven't forgotten my role in this little story. I'm the leading man. You know what they say about the leading man? He never dies!" с последующим комментарием Фран, что он "more of a supporting role" XD Фран - обладательница самого загадочного прошлого в этой части, причём никто его раскрывать не собирается -_- Вообще, самый большой минус ФФ12, который вы начинаете ощущать уже где-то с середины игры - практически нулевое развитие персонажей. Конечно, я рада, что не стали делать очередную историю про клона главгада с шизофренией и добавлением розовых соплей, однако то, что за 70+ часов геймплея кроме политики и не несущих сюжетной нагрузки сайд-квестов вы не узнаете практически ничего, напрягает... Так же как и то, что между тем же Вааном в начале и Вааном в конце нет никакой разницы... Пожалуй, единственный, кому в этом смысле повезло - Балфир. Как он сам говорит, он играет главного героя в этой истории и эта роль подошла бы ему гораааздо больше, чем невразумительному агрессивно-фангёрлящему Ваану. Да и вообще, ладно ещё Ваан и Пенело, которые тихо-мирно жили в Рабанастре, никому не мешали и особо не приключенствовали, но вот о жизни той же Аш хотелось бы знать больше, чем то, что нам показывают в начальном ролике. А ещё тут абсолютно нет любовных линий (если конечно не считать Растлер/Аш). При желании, конечно, можно найти намёки на Балфир/Фран (особенно в титрах), но не более. Из второстепенных персонажей особо удались Сид, Ларса и Аль-Сид. Ни Вейн, ни Реддас, никто из судей мне как-то не запомнились -_-
Где ещё накосячили разработчики? Как ни странно, в музыке. В остальных номерных Финалках очень запоминающийся ОСТ, здесь же мне в лучшем случае запомнилась пара композиций... Так же не хватило пафоса в концовке. Эпично? Да. Масштабно? Безусловно. Пафосно? Ни капли... (тут я имею ввиду только происходящее на Бахамуте, ибо пафоснее Балфира в предпоследнем ролике тут вообще ничего не было).
Ну и раз уж зашла речь о ФФ12, расскажу заодно и о ФФ12:РВ. Я сейчас на последней миссии (руки не доходят прокачать команду чтобы завершить все сайдквесты), так что впечатлений уже много.
Позволю себе процитировать одну прочитанную статью: "Геймплей этой недорпг прост, как топор и так же не удобен... То есть колоть дрова топором, может и ничего так, а вот в рпг играть, тем более тактические - сами понимаете =_=" Сама по себе игра не сложная; если выкинуть сюжет и оставить только сайдквесты, я бы даже сказала, что для гайдена она очень интересна. Но, к сожалению, это не гайден, а полноценный сиквел, так что придирок к этому чуду набирается больше... Первая - высосанный из пальца сюжет. Скваре следовало оставить пару первых глав, выкинуть всё, что касается Лемуреса и клана светлокожих Виерок, перенести действие куда-нибудь в менее экзотическое место, добавить героев не для галочки, а для развития сюжета, и всё бы было замечательно! Я бы даже простила Ваану то, что он поднял руку на Балфира! Но нет, мы же SE, мы же можем особо не думать над продолжениями -_- В итоге, самое интересное, что здесь есть, это сайд-квесты. Ах да, теперь нам открытым текстом говорят, что Ваан и Пенело любят друг друга (конечно кроме игрока об этом никто не догадывается!). И опять же намёки на Балфир/Фран. Мне очень понравился сайд-квест на получение Квикенинга Фран, где она рассказывает о том, что любит смотреть на звёзды и Фило недопонимает, в чём разница между этим занятием на Строле (корабль Балфира) и Галбане (Ваанский корабль) ^_^ А ещё мне понравилась реакция Фило и Кайтса на Ларсу. "Похоже они всё ещё видят в имперцах врагов..." - "Да не, они просто удивлены, что император Аркадии одного возраста с ними"))) В общем, благодаря сайд-квестам и внесюжетным диалогам, вы узнаете о персонажах гораздо больше, чем во всём оригинале. А ещё здесь есть такая замечательная вещица как судовой журнал, где после каждой сюжетной миссии отписываются Ваан и остальные Рабанастряне. Жаль только, что дали слово только им -_- Плюс к этому есть небольшой глоссарий для тех, кто "не в теме". В общем, всё внесюжетное здесь очень интересно ^_^
Пара слов о реализации: музыка перекочевала из оригинала, хотя новые треки есть. Но они тоже не особо запоминаются... Внешне игра выглядит довольно симпатично, если не считать не самый удачный дизайн Балфира. Управление тоже не особо тяжёлое... пока вы не захотите управлять кем-то конкретным. Например: миссия на уничтожение Кристалла Душ (артефакт, оживляющий лидеров. Есть как у вас, так и у врагов). Задание заключается в том, чтобы ваш остался целым, а вражеский был уничтожен. Казалось бы, нет ничего проще: разделили отряд, одних оставили охранять, других отправили разрушать. Аха, десять раз вам это удастся! Совершить подобную стратегию, мягко говоря, бывает сложно. Не говоря уже о том, что юниты не дают друг другу прохода... Ладно ещё дальнобойники, но вот когда Баш, мой танк, не может пройти, т.к. перед ним стоят юниты и их тоже не отодвинуть, потому что они зажаты со всех сторон врагами/друзьями, хочется сказать много "хорошего" в адрес студии... Хорошо хоть игра не особо сложна...
Подводя итог, хочу сказать, что вселенная ФФ12 оказалась наредкость интересной. Конечно, тут есть стандартные грабли серии, да и JRPG в целом, но реализовано всё очень даже неплохо. Теперь надо пройти ФФТА и ФФТА2 =) А то двенадцатая Финалка о многом умолчала... Хоть на преобразившихся Ваана и Пенело гляну ^_^